5 класс –Тема-1 урока: «Физиология питания»
- понятия «пища», «физиология питания», «обмен веществ», «минеральные соли», «белки», «жиры», «углеводы», «витамины», «микроорганизмы»;
Физиология питания – это наука о переваривании или видоизменении пищи в организме человека.
Основной признак живого организма – обмен веществ и энергии.
Наиболее важными веществами для жизнедеятельности организма и энергии являются белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и микроэлементы.
Белки – это вещества, повышающие работоспособность органов тела.
Жиры – вещества, регулирующие обменные процессы в клетках. Они участвуют в дыхании клеток, принося в них кислород
Углеводы – важнейшие компоненты пищевого рациона
Витамины – вещества, которые помогают организму усваивать пищу. Их отсутствие в пище вызывает различные заболевания.
– «Витаминная азбука»
Название витамина |
Для чего необходим? |
В каких продуктах содержится? |
Витамин А |
Необходим для зрения, укрепления костей, кожи, волос, работы иммунной системы |
Сливочное масло, сыр, молоко, творог, сметана, морковь, тыква, зеленый лук, абрикосы, яблоки |
Витамин В1 |
Улучшает память и пищеварение, укрепляет нервную систему |
Хлеб, орехи, морковь, картофель, фасоль, мясо, яйца |
Витамин В2 |
Облегчает поглощение кислорода клетками кожи, ногтей и волос |
Арахис, капуста, фасоль, помидоры, горох, яйца, сыр, творог, хлеб |
Витамин С |
Оказывает противовоспалительное и противоаллергическое действие |
Апельсин, киви, черная смородина, цветная капуста, томат, тыква |
Витамин Е |
Улучшает состояние кожи и волос |
Растительные масла, орехи, облепиха, рябина |
Минеральные соли – это компоненты, которые участвуют в процессе обмена веществ.Минеральные вещества входят во все продукты питания в разных количествах. По количественному составу их можно разделить на микро- и макроэлементы .
–Содержание микроэлементов в пищевых продуктах и их роль в организме человека
Название микроэлемента |
Для чего необходим? |
В каких продуктах содержится? |
Железо |
Способствует образованию гемоглобина в крови |
Печень, свекла, фундук, клюква, вишня, крыжовник, слива, малина, шиповник |
Йод |
Регулирует обмен веществ в организме |
Рыба, печень трески, морская капуста, креветки, молочные продукты, курага |
Фтор |
Участвует в формировании эмали и твердой ткани зубов |
Морская рыба, баранина, молоко, овсяная крупа, лук |
Цинк |
Способствует работе мозга и нервной системы |
Свинина, арахис, горох, фасоль, тыквенные семечки, кукуруза, кунжут |
Для того чтобы наше питание было полноценным и содержало в себе необходимое количество витаминов и микроэлементов, необходимо знать их суточное содержание в организме.
«Суточное содержание витаминов и микроэлементов»
Витамины и микроэлементы |
Суточная потребность |
А |
8000 |
B1 |
30 |
B2 |
60 |
C |
1,7 |
E |
2 |
Железо |
18 |
Йод |
150 |
Фтор |
2 |
Цинк |
15 |
Издавна человек не имел представления о том, что вызывает его заболевания. Первобытные люди считали, что болезнь вызывают злые духи, которые живут внутри своей жертвы. Также немало несчастных было обвинено в колдовстве. Их сжигали на кострах за напущение чумы и холеры, прежде чем были установлены истинные виновники бедствий: невидимые и беспощадные микробы. Правда если бы их не было, природа планеты Земля выглядела бы совершенно иначе: ведь именно они главные творцы того процесса, которые называются круговоротом веществ в природе.
Задание-1составте такой рацион, который соответствовал бы суточному содержанию витаминов и минералов в организме.
В задании-2 необходимо вставить пропущенные слова в тексте.
Заданиие-2 Здоровье человека зависит от ..... и возможностей человека. При избыточном и недостаточном ..... происходит нарушение функций организма, что приводит к снижению работоспособности и ухудшению ..... . ..... – любое вещество, пригодное для еды и питья, необходимое для роста организма, получения ..... и информации об окружающем мире. Существует способ получения информации о каком-либо продукте – ..... . Физиология питания – наука о видоизменении ..... в организме человека. Основной признак живого организма – ..... веществ и энергии. Наиболее важными веществами для жизнедеятельности организма и энергии являются: ..... , ..... , ..... , ..... , ......
Задание-3
Вам необходимо угадать, какой витамин объединяет данные продукты и какую функцию он выполняет в организме?
|
|
А |
С |
|
|
D |
В1 |